Архип Куинджи. «Эффект заката» (1885-1890). Бумага на холсте, масло. 39 x 53 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия В «Эффекте заката» дыхание природы застыло в ожидании, когда раскаленное за целый день солнце обожжет последними лучами и растворится во мраке. Грустное созерцание неизбежного круговорота в природе – так можно интерпретировать смысловое содержание полотна. Удивительное ощущение создает картина – пейзаж реален и в то же время неестественен. Даже возникает мысль, что это часть театральной декорации. Формы деревьев сильно обобщены и декоративны, композиция очень статична. В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу. Лунная ночь представлялась бездонным пространством. Солнце, напротив, было на поверхности небесной сферы. Оно трактовалось двояко: умиротворенным, погибающим, гаснущим или буйно полыхающим. Солнце – это начало, оно дарует жизнь. Истинному таланту всегда сопутствует зависть, за границей у Куинджи – признание, а в России – недоброжелатели, которые стали причиной долгого творческого «молчания» Архипа Ивановича. П. П. Чистяков писал: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело нехитрое, а сами сделать его не могут».